2019
КБ «Южное» и «Южмаш» должны «Боингу» 200 млн. долларов по проекту «Sea Launch»

Об этом на встрече с секретарем СНБО Александром Турчиновым напомнил директор «Боинг» по вопросам обороны и космической безопасности Стэнли Прусински.
«Южное» является разработчиком, а Южмаш изготовителем ракеты-носителя «Зенит-3SL», используемой в проекте «Морской старт» для запусков с плавучего космодрома «Одиссей» в Тихом океане.
Консорциум Sea Launch был основан в 1995 году. В него вошли «Боинг» с долей капитала 40%, российская РКК «Энергия» (25%), норвежская судоверфь «Aker Solutions» (20%), и украинские КБ «Южное» и Южмаш (15%).
Боинг разработал грузовой модуль ракеты, КБ «Южное» — ракету «Зенит-2S» в качестве первой и второй ступеней, РКК «Энергия» — разгонный блок ДМ-SL в качестве 3 ступени, норвежцы — плавучую платформу для запусков и сборочно-командное судно, а Южмаш отвечал за сборку «Зенит-3SL».
Первый запуск совместного детища состоялся в марте 1999 года и прошел успешно. Однако, затем последовали аварии в 2000 и в 2007-м годах, которые вылились в получение дополнительных кредитов на преодоление препятствий. Несмотря на приложенные усилия и 28 успешных запусков за 10 лет, в 2009 году консорциум объявил о банкротстве. Долги компании более чем в два раза превысили ее активы. Боинг на правах главного акционера оперативно рассчитался с банками и попросил остальных участников консорциума вернуть свои доли.
Норвежцы отреагировали быстро, а вот «Энергия» и украинский тандем возвращать долги не торопились. «Морской старт» был реорганизован и продолжил свое существование, однако, доли в нем распределились в пользу РКК «Энергия» (95%). Боинг получил всего 3%, а КБ «Южное» и Южмаш вообще были выведены из состава участников.
В 2013 году Боинг был вынужден обратиться в суд, который спустя два года признал претензии по возмещению справедливыми.
В итоге государство Украина в лице КБ «Южное» и «Южмаша» «влетело» на 200 млн. долларов, а РФ — на 330 с учетом судебных издержек. С россиян удалось взыскать средства через систему взаимозачетов — Боинг получил несколько мест на пилотируемых кораблях «Союз», которые в итоге «перепродал» NASA. А вот руководители Укркосмоса продолжают прятать голову в песок, несмотря на то, что «Боинг» и без того не пытается давить на КБ «Южное» и Южмаш и ищет гибкие пути решения вопроса. Более того, представители КБ «Южное» пытаются переложить ответственность за свое недолугое ведение дел на Кабмин.
В свою очередь, рассчитывать на возвращение «Зенит»-3SL в «Морской старт» не приходится. После российской агрессии в 2014 году, Украина покинула программу, и с тех пор «Морской старт» пребывает в поиске равноценной замены украинской ракете.
В 2017 году новый владелец «Морского старта», международная корпорация с российским капиталом S7 Space, возобновила сотрудничество с Южмашем, заключив контракт на поставку 12 «Зенитов», которые будут последними в истории программы. С 2022 года «Зенит» планируется заменить на российскую РН «Союз-5», технически превосходящую украинскую разработку.
Чем собирается рассчитываться с Боингом Укркосмос, и собирается ли, совершенно непонятно, ведь первое полугодие 2018 года КБ «Южное» закончило с убытками порядка 30 млн грн, а Южмаш едва вышел в ноль. Вероятно, долговое бремя уже привычно ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков, за чей счет украинское ракетостроение комфортно существует все годы Независимости.