2017
КБ «Южное» может покинуть проект «Вега» из-за устаревшего двигателя РД-843

Об этом стало известно 30 ноября. На программу «Vega Evolution», предусматривающую модернизацию 4 ступени, выделено 53 млн евро.
Напомним, что 3 неделями ранее, 8 ноября, международная компания-оператор Arianespace провела очередной запуск носителя с космодрома Куру во Франции. «Вега» успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту марокканский спутник ДЗЗ Mohammed VI-A.
«Вега» — международный проект под эгидой Европейского космического агентства. В 4 ступени носителя используется маршевый двигатель РД-843, разработанный украинским КБ «Южное» и изготавливаемый на «Южмаше».
Первый запуск «Вега» состоялся в феврале 2012 года. Тогда на низкую околоземную орбиту были выведены 10 спутников: 5 итальянских, по одному Франции, Румынии, Испании, Венгрии и Польши. Всего на сегодняшний день «Вега» стартовала 11 раз, все успешно.
«Вега» — третий после «Морского старта» (1999 г.) и «Антареса» (2012 г.) крупный международный космический проект, в котором берет участие независимая Украина. Однако, ввиду низкой конкурентоспособности разработок и их морального и технического устаревания, позиции украинских предприятий ракетно-космической отрасли на мировом рынке стремительно падают.
Особенности двигателя РД-843
Маршевый двигатель РД-843 разработан на базе советского РД-869, применяемого в межконтинентальных баллистических ракетах Р-36М, более известных как «Сатана». Поскольку первая «Сатана» увидела свет еще в 1969 году, несложно посчитать, что разработке КБ «Южное» в этом году исполнилось 50 лет. Несмотря на высокую надежность РД-843, подтвержденную испытаниями в 74 тестах и 140 зажиганиях, использование токсичного топлива (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин) делает двигатель украинского КБ морально устаревшим.
Учитывая призрачные перспективы «Морского старта» (проект был заморожен в течение 3 последних лет), а также слабую активность запусков «Антареса» (7 за 5 лет), Украина вообще рискует выпасть из обоймы стран-участниц космического рынка.
Однако, в КБ «Южное» по этому поводу, кажется, не проявляют ни малейшего беспокойства. Главное предприятие Укркосмоса несет катастрофические убытки последние несколько лет, но совершенно не спешит с новыми разработками, которые могли бы не только поправить финансовое состояние отрасли, но и поднять рейтинг Украины на мировой арене.
В 2014 году после известных событий в Крыму и на Донбассе, Украина прекратила сотрудничество с Россией в ракетно-космической сфере. КБ «Южное» разорвало контракт с Роскосмосом на обслуживание ракет «Сатана», за что получила крупные штрафные санкции. Также Украина отказалась поставлять ракеты-носители «Зенит» по проекту «Морской старт», владельцем которого после 2009 года стала российская РКК «Энергия».
В 2015 году украинскую космическую отрасль постигло еще одно потрясение, на этот раз уже по вине КБ «Южное». Украино-бразильский проект «Циклон-4», на который возлагались большие надежды, был заморожен. Бразильские коллеги разорвали контракт по причине систематического откладывания сроков завершения работ со стороны КБ «Южное» и многократно возросших в связи с этим расходов.
Приходится констатировать, что единственная востребованная сегодня на международной арене разработка КБ «Южное» — это первая ступень ракеты «Антарес». Огромный багаж, накопленный за 65 лет работы, фактически остался за бортом космического прогресса, а с новыми разработками у КБ «Южное» как-то не заладилось, ибо предложить новый двигатель на замену РД-843 предприятие, увы, не может или не хочет. Чего не скажешь о немецких коллегах, которые как всегда на высоте, и по части новаций, и по части пунктуальности.
Согласно программе «Vega Evolution», Немецкое агентство аэрокосмических технологий должно разработать замену украинскому РД-843 к 2020 году. Новая модификация «Vega» с четвертой ступенью AVUM+ получит префикс «С».