КБ «Южное» - история предприятия

КБ Южное

КБ «Южное» — один из флагманов украинской и мировой ракетно-космической индустрии. Так можно было с уверенностью говорить еще 10 лет назад, но с тех пор ситуация изменилась в худшую сторону.

КБ «Южное» было основано на базе Южного машиностроительного завода в 1954 году. В 1951 году линии автотракторного завода, который строился в украинском Днепропетровске, было решено переориентировать на производство боевых межконтинентальных ракет. Предприятие стало называться «завод № 586» и отвечать за выпуск и дальнейшую разработку ракет серии Р. P-1, созданная Сергеем Павловичем Королевым в 1948 году по прототипу ФАУ-2 немецкого инженера Вернера Фон Брауна, считается первой баллистической ракетой СССР.

Специалисты конструкторского отдела завода № 586 под руководством талантливого инженера-авиатора Василия Сергеевича Будника, прежде работавшего заместителем главного конструктора в НИИ-88 КБ Королева, разработали проект модифицированной версии Р-1 УК с улучшенной кучностью. Проект получил одобрение высшего военного руководства страны, и для дальнейшей его реализации, а также перспективной разработки ракет на высококипящем топливе в 1954 году было создано особое конструкторское бюро (ОКБ-586). Возглавил его главный инженер НИИ-88 Королева Михаил Янгель.

В 1956 году на испытательном полигоне Капустин Яр в Астраханской области Р-1УК была успешно запущена 10 раз, после чего разработку решено было свернуть, а на ее базе заняться проектированием более мощных ракет. С 1955 по 1960 год в ОКБ-586 разработали 3 ракеты средней и большой дальности Р-12, Р-14 и Р-16. Последняя имела дальность поражения до 13 тыс.км.

В 1966 году ОКБ-586 было переименовано в «Южное», а спустя еще 5 лет предприятие возглавил В. Ф. Уткин, к тому моменту отдавший работе в КБ почти 20 лет.

Под его руководством было создано 4 стратегических ракетных комплекса, в том числе, РТ-23 «Мо́лодец» («Скальпель» по модификации НАТО), а также легендарная P-36М «Сатана», не имеющая аналогов в мире. Также при Уткине были создана космическая ракета-носитель «Зенит», до сих считающаяся одной из наиболее удачных РН в мире.

С 1995 по 2010 год КБ «Южное» возглавлял бывший генеральный конструктор предприятия Станислав Николаевич Конюхов.

Результатом 65-летнего опыта собственных разработок предприятия, а также кооперации с отечественными и зарубежными партнерами, стали:

  • 4 поколения ракет-носителей, которые совокупно произвели около 1000 запусков и вывели на орбиты более 1500 космических аппаратов;
  • спутники дистанционного зондирования Земли, научно-исследовательские сателлиты, геостационарный телекоммуникационный спутник;
  • боевые межконтинентальные ракеты 4 поколений;
  • ракетные двигатели и их компоненты;
  • десятки инновационных технологий не только в космической, но и других сферах народного хозяйства.

Многие разработки КБ «Южное» по праву считаются достижениями мирового масштаба. Среди них — ракета-носитель Зенит – 3SL(Б), которая используется в международных программах Sea Launch и Land Launch, двигатель для 4 ступени ракеты-носителя «Вега» Европейского космического агентства, первая ступень ракеты Антарес американской аэрокосмической компании Orbital.

Ракеты, созданные КБ «Южное» (в скобках дана классификация НАТО)

Р-12 (Sandal) — одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (до 2080 км) наземного базирования. Эксплуатировалась с 1960 по 1989 год.

Р-14 (SS-5 Skean «Кинжал») — усовершенствованная версия Р-12 с максимальной дальностью полета 4500 км. Годы боевого дежурства 1962-1987.

Р-16 (SS-7 Saddler «Шорник») — первая двухступенчатая МБР на высококипящих топливных компонентах и автономным управлением. Дальность 13 тысяч км. Состояла на вооружении с 1962 по 1977 год.

Р-36 (SS-9 Scarp «Откос») — тяжелая ракета шахтного базирования с возможностью нести термоядерный заряд и преодолевать сложные системы ПРО. Дальность 10-15 тыс. км. Годы эксплуатации 1967-1979.

Р-36М (SS-18 «Сатана») — СРК шахтного базирования с тяжелой двухступенчатой МБР дальностью до 16 тысяч км. Ракета могла поражать до 10 целей одновременно и работать в условиях плохой видимости. Вплоть до снятия с вооружения считалась неуязвимой для большинства средств ПРО, в том числе, американских.

РТ-23 (SS-24 Скальпель) – СРК шахтного и подвижного железнодорожного базирования с твердотопливными МБР дальностью до 10 тысяч км. Приняты на вооружение в 1987 году. В настояний момент утилизированы.

«Космос» — первое семейство ракет-носителей легкого класса для выведения космических аппаратов на земные орбиты высотой до 1700 км. Насчитывало 5 модификаций, последняя из которых, Космос-3М, была выведена из эксплуатации в 2010 году по причине использования ядовитого топлива. Общее количество запусков РН «Космос», начиная с 1961 года, превысило 600, на орбиты выведено более 1000 спутников, а число аварий составило не более 8%.

«Зенит» — семейство 2 и 3-ступенчатых ракет-носителей, включающее 5 модификаций, в том числе, для запусков с плавучего космодрома. С 1985 по 2017 год осуществлено 84 запуска, 9 из которых закончились неудачей.

«Циклон» — семейство ракет-носителей, прототипом которого является межконтинентальная баллистическая ракета Р-36. Ракеты «Циклон-2» и «Циклон-3» использовались с 1969 по 2009 год, совершив совокупно более 200 запусков. Ракеты «Циклон 4» и «Циклон - 4М» пребывают на стадии разработки.

«Маяк» — семейство ракет-носителей, созданных на базе РН «Зенит» и «Циклон».Находится в стадии разработки. На данный момент включает 4 модификации с грузоподъемностью от 8 до 42 тонн.

«Днепр» — украинская 3-ступенчатая ракета-носитель, созданная на базе Р-36М «Сатана». С 1999 по 2015 год стартовала 22 раза, 21 из которых успешно.

КБ «Южное» с Дегтяревым: неутешительные результаты

С 2010 года КБЮ руководит академик НАН, доктор технических наук Александр Дегтярев. За годы работы на благо советского и украинского космоса, нынешний генеральный директор КБ «Южное» отмечен более чем 20 наградами союзной Федерации Космонавтики, имеет звание почетного работника космической отрасли Украины, патенты на 50 изобретений. Кроме того, с 2015 года Александр Дегтярев является вице-президентом Международной астронавтической Федерации, которая занимается мирным освоением космоса.

Однако, несмотря на былые заслуги господина Дегтярева, КБ «Южное» под его руководством вошло в затяжной период стагнации, который ознаменовался неудачами по международным контрактам с Бразилией, натянутыми отношениями с главным стратегическим партнером Южмашем, отсутствием конструктивно новых разработок и даже коррупционными скандалами. СМИ не раз обвиняли руководство КБ Южное в нецелевом использовании бюджетных средств, а Генеральная прокуратура Украины даже завела уголовные дела о “злоупотреблении служебными обязанностями лицами госпредприятия и завладении ими государственными средствами».

Однако, впоследствии все обвинения были сняты. Ранее уволенный с поста гендиректора Кб «Южное» Александр Дегтярев был не только восстановлен в должности, но и получил значительное повышение оклада, размер которого составил почти четверть млн грн. Для предприятия дотационной отрасли сумма, мягко скажем, немалая.
Большую роль в обеливании репутации Дегтярева сыграл новый руководитель Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Павел Дегтяренко. ГКАУ курирует все 25 предприятий космической отрасли Украины, в том, числе, КБЮ. До назначения на высокий пост, Дегтяренко 30 лет проработал конструктором в КБ «Южное», под непосредственным руководством Дегтярева. Лоббирование интересов бывшего наставника с его стороны вполне ожидаемо, как, впрочем, и тот факт, что это не идет на пользу, ни самому предприятию, ни отрасли в целом.

За годы работы Дегтярева на посту генерального конструктора и директора КБ, до конца не была доведена ни одна разработка новой ракеты-носителя. Циклон 4 совместно с бразильцами по мало понятным причинам так и не полетел, вместо него теперь планируется совместный украино-канадский проект Циклон 4М. Но пока это только громкие разговоры и новые миллионы бюджетных денег, которые снова могут кануть в пустоту.

Все эти причины не позволяют сегодня называть КБ «Южное» двигателем аэрокосмической отрасли Украины, каким оно было раньше. Скорее, это ржавый замок на двери, отделяющей Украину от космоса. Александр Дегтярев ведет откровенную политику затягивания интеграции украинской космической индустрии в мировую и, очевидно, не заинтересован в укреплении кооперации всех отечественных участников отрасли.