КБ «Южное» - история предприятия

КБ «Южное» — один из флагманов украинской и мировой ракетно-космической индустрии. Так можно было с уверенностью говорить еще 10 лет назад, но с тех пор ситуация изменилась в худшую сторону.

КБ «Южное» было основано на базе Южного машиностроительного завода в 1954 году. Результатом 65-летнего опыта собственных разработок предприятия, а также кооперации с отечественными и зарубежными партнерами, стали:

  • 9 типов ракет-носителей, которые совокупно произвели 500 запусков и вывели на орбиты более 1100 спутников;
  • спутники дистанционного зондирования Земли, научные космические сателлиты, геостационарный телекоммуникационный спутник;
  • боевые межконтинентальные ракеты 4 поколений;
  • ракетные двигатели и их компоненты;
  • десятки инновационных технологий не только в космической, но и других сферах народного хозяйства.

Многие разработки КБ «Южное» по праву считаются достижениями мирового масштаба. Среди них — ракета-носитель Зенит, которая используется в международных программах Sea Launch и Land Launch, двигатель для 4 ступени ракеты-носителя «Вега» Европейского космического агентства, первая ступень ракеты Антарес американской аэрокосмической компании Orbital.

КБ «Южное» с Дегтяревым: неутешительные результаты

С 2010 года КБЮ руководит академик НАН, доктор технических наук Александр Дегтярев. За годы работы на благо советского и украинского космоса, нынешний генеральный директор КБ «Южное» отмечен более чем 20 наградами союзной Федерации Космонавтики, имеет звание почетного работника космической отрасли Украины, патенты на 50 изобретений. Кроме того, с 2015 года Александр Дегтярев является вице-президентом Международной астронавтической Федерации, которая занимается мирным освоением космоса.

Однако, несмотря на былые заслуги господина Дегтярева, КБ «Южное» под его руководством вошло в затяжной период стагнации, который ознаменовался неудачами по международным контрактам с Бразилией, натянутыми отношениями с главным стратегическим партнером Южмашем, отсутствием конструктивно новых разработок и даже коррупционными скандалами. СМИ не раз обвиняли руководство КБ Южное в нецелевом использовании бюджетных средств, а Генеральная прокуратура Украины даже завела уголовные дела о “злоупотреблении служебными обязанностями лицами госпредприятия и завладении ими государственными средствами».

Однако, впоследствии все обвинения были сняты. Ранее уволенный с поста гендиректора Кб «Южное» Александр Дегтярев был не только восстановлен в должности, но и получил значительное повышение оклада, размер которого составил почти четверть млн грн. Для предприятия дотационной отрасли сумма, мягко скажем, немалая.

Большую роль в обеливании репутации Дегтярева сыграл новый руководитель Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Павел Дегтяренко. ГКАУ курирует все 25 предприятий космической отрасли Украины, в том, числе, КБЮ. До назначения на высокий пост, Дегтяренко 30 лет проработал конструктором в КБ «Южное», под непосредственным руководством Дегтярева. Лоббирование интересов бывшего наставника с его стороны вполне ожидаемо, как, впрочем, и тот факт, что это не идет на пользу, ни самому предприятию, ни отрасли в целом.

За годы работы Дегтярева на посту генерального конструктора и директора КБ, до конца не была доведена ни одна разработка новой ракеты-носителя. Циклон 4 совместно с бразильцами по мало понятным причинам так и не полетел, вместо него теперь планируется совместный украино-канадский проект Циклон 4М. Но пока это только громкие разговоры и новые миллионы бюджетных денег, которые снова могут кануть в пустоту.

Все эти причины не позволяют сегодня называть КБ «Южное» двигателем аэрокосмической отрасли Украины, каким оно было раньше. Скорее, это ржавый замок на двери, отделяющей Украину от космоса. Александр Дегтярев ведет откровенную политику затягивания интеграции украинской космической индустрии в мировую и, очевидно, не заинтересован в укреплении кооперации всех отечественных участников отрасли.

КБ Южное